Прошлое всегда видится в розовом свете. Особенно при достижении определенного возраста, того самого, когда в Северной Америке тебя начинают именовать SeniorCitizen, а в России, например, «дедом». Правда, мой автомеханик называет меня «отец». У знакомых узбеков я «дядя». Вот какое разнообразие имен сулит у нас пожилой возраст. А то SeniorCitizen– скучно.
Но я отвлекся. Я хотел о прошлом.
Как известно, в настоящее время иммиграционный процесс сопряжен с немалыми трудностями.Даже если кандидат достаточно молодой, с высоким уровнем английского языка и с подходящей профессией – не факт, что он успешно преодолеет все барьеры. Требования становятся жестче с каждым годом, а чиновники равнодушнее и подозрительнее.
Так было не всегда.
Система баллов и критериев отбора появилась в конце 60-х годов. Отбор проводился на основании оценки возраста, образования, уровня английского/французского, наличия «нужной» профессии и т.д.. Несмотря на большое количество критериев отбора оценка заявителя была намного либеральнее и качественнее.
Почему?
В основном, потому что в подавляющем числе случаев решение принималось по результатам интервью. Обязательное отборочное интервью (selection interview) было введено в 2002 году. Интервью проходили не все - определенный процент заявителей получал освобождение от интервью (interviewwaiver). Это когда образование, уровень английского, опыт работы выдержали проверку и не вызывали сомнения. В остальных случаях назначалось интервью, на котором офицер имел возможность воочию оценить личностные и профессиональные качества заявителя. Офицер имел право субъективного положительного или отрицательного решения (positiveornegativediscretion). Более того, он имел право пренебречь набранными баллами (!) и заменить их своим собственным решением (substitutedevaluation). То есть проходной балл не был «Домокловым мечом», так как в первую очередь оценивался реальный потенциал заявителя на интервью.
Вот один из примеров подобного субъективного решения тех лет. Офицерпишетсвоезаключение:
“I recommend this case for substituted evaluation because I am not satisfied that applicant’s ability to settle successfully in Canada are reflected by points. The applicant is a highly qualified professional who has worked for one of the world leaders in his field”. Другими словами, офицер, пообщавшись с кандидатом, пришел к выводу, что баллы не отражают реальных способностей заявителя, достаточных, чтобы успешно адаптироваться в Канаде.
Отборочное интервью было выгодным как офицеру, который имел возможность детально изучить данные и способности заявителя и на месте выяснить те вопросы, которые у него появились при изучении документов, так и кандидату, который по каким-то причинам недобрал баллы до требуемого минимума, но знал, что на интервью он может перебороть недобор баллов, так как субъективное решение офицера было важнее арифметической суммы баллов.
Вот этот пункт правил:
Whether or not the skilled worker has been awarded the minimum number of required points, an officer may substitute for the criteria set out in paragraph (1)(a) if the number of points awarded is not a sufficient indicator of whether the skilled worker may become economically established in Canada.
Конечно, такое интервью требовало наличия опытных офицеров, знающих специфику той страны, в которой они находились. Большинство из них были прекрасными психологами и быстро выводили на чистую волу недобросовестных заявителей. Не удивительно, что после отмены обязательного отборочного интервью увеличилось количество брака, ошибок. Увеличилось и число махинаций с документами.
Подсчитать баллы на основании полученных документов не требует особой квалификации и опыта – это гораздо проще. Но вряд ли нормальный работодатель согласится взять на работу человека только на основании его резюме или рекомендации, не видя его и не имея возможности проверить его знания и умения.
Теперь же во многих случаях бумага заменяет интервью.
Необходимость вернуть интервью прежнюю роль и значение в отборе заявителей чувствуют многие. Но произойдет ли это на самом деле? Время покажет. Пока же только некоторые провинциальные программы используют интервью в качестве эффективного инструмента отбора.